Трудное и деструктивное поведение у детей с умственной отсталостью. Предотвращение и устранение их - firetravma.ru

Трудное и деструктивное поведение у детей с умственной отсталостью. Предотвращение и устранение их

Воспитывая ребенка с умственной отсталостью, мы встречаемся с его положительным и отрицательным поведением. Обучение позитивному поведению часто требует использования правильно подобранных вознаграждений. С другой стороны, устранение негативного поведения связано с применением правильно подобранных наказаний. Каждый умственно отсталый человек имеет определенную систему ценностей только для себя. Следовательно, он требует другого типа наказания и другого типа вознаграждения, чем другой умственно отсталый человек. Что для одного наказание, для другого может быть наградой. Учителя должны определить это.
Прежде чем использовать какую-либо технику для устранения любого сложного и разрушительного поведения, важно установить, чего ребенок пытается достичь своим поведением. На это, вероятно, есть две причины. Сначала ребенок пытается уклониться от выполнения задания. Во-вторых, он может попытаться привлечь больше внимания со стороны взрослых.
Устранение сложного поведения у ребенка предполагает изменение этого поведения. Когда ребенок ведет себя плохо, вы можете взять то, что ему нравится, или взять что-то неприятное для него после поведения.
Изменение поведения ребенка путем подбора того, что ему действительно нравится, включает в себя использование нескольких техник: техники угасания, техники лишения вознаграждения и альтернативной техники подкрепления.

Техника угасания основана на игнорировании неадекватного поведения. Пример тому — жалкий, безосновательный плач ребенка. Если ребенку нравится привлекать к себе внимание во время сцены плача, учителя должны игнорировать это поведение, не проявляя внимания. Это равносильно тому, чтобы не подкреплять это поведение, что приводит к его угасанию. Следует, однако, отметить, что при использовании угашения дети вначале ведут себя хуже, прежде чем наступают улучшения. Здесь важна последовательность учителя в применении этой техники и недопущение подкрепления поведения, которое мы хотим изменить. При использовании этой методики не следует ссылаться на чрезмерно агрессивное поведение или членовредительство.

Техника лишения вознаграждения заключается в том, чтобы лишить вас положительного подкрепления на определенный период времени. Он может принимать две формы. Примером первого является взятие любимой игрушки ребенка на время его плохого поведения или выключение телевизора во время просмотра любимой сказки, если ребенок сидит слишком близко к нему. Если ребенку нравятся социальные улучшения, такие как ласки, улыбки, похвала или внимание, учитель может лишить его удовольствия испытывать их в результате плохого поведения.
Примером второй формы деподкрепления является удаление ребенка из подкрепляющей среды. В случае с маленьким ребенком или более неполноценным ребенком будет достаточно эффективно оставить его одного в комнате, лишенной игрушек и всех удовольствий, которыми ребенок мог бы наслаждаться. Однако необходимо помнить, что он не должен длиться слишком долго. Запирание на полчаса или около того может быть слишком суровым, и в результате ребенок может забыть, за что его наказали.

Другой метод — это метод альтернативного подкрепления, который включает в себя игнорирование нежелательного поведения при одновременном подкреплении положительного поведения рядом с отрицательным поведением. Его можно использовать, пока ребенок привыкает к горшку. Если ребенок катается по комнате на горшке и при этом держит в руке книгу, которую ему нравится рассматривать, то мы можем не обращать внимания на неадекватное поведение ребенка, хвалить его за красивое чтение книги, обращать внимание к красочным иллюстрациям. Тогда ребенок может забыть, что он катался на горшке, и больше заинтересоваться книгой, за что его похвалят.

Наделение ребенка чем-то неприятным предполагает использование двух основных приемов: приема возмещения и интереса и приема ограничения свободы.
Техника реституции и увещевания заключается в том, что ребенок должен исправить то, что он сделал неправильно, а также сделать что-то положительное с положительным смыслом. Если ваш ребенок намеренно бросает игрушки на пол, попросите его исправить последствия своего поведения, убрав игрушки. Это может быть неэффективно в течение длительного времени. Ребенок может снова разбрасывать игрушки. Тогда используется не только возврат к предыдущей ситуации, то есть уборка игрушек, но и бонус в виде дополнительной расстановки книг, разбросанных на полке. Этот метод также используется, чтобы отучиться от других типов неподобающего поведения. Тип интереса здесь зависит от изобретательности наказывающего.

Техника ограничения свободы, иначе называемая ограничением, заключается в прочном удержании конечностей или туловища ребенка на короткое время. Этот прием применяется к агрессивным, злобным детям, не понимающим указаний учителя. Если ребенок продолжает вести себя грубо после того, как его отпустили, повторите удержание и повторите его столько раз, сколько необходимо, пока ребенок не успокоится.
Все вышеперечисленные методики не являются «инструкцией» по воспитанию умственно отсталого ребенка. Каждый ребенок индивидуален и требует индивидуального подхода. Независимо от того, какие приемы или методы используются для решения той или иной учебной ситуации, следует стремиться к тому, чтобы их последовательное внедрение приносило ожидаемые результаты.
У детей с нарушениями развития наблюдается ряд затруднений в поведении, что свидетельствует о дезадаптации и может привести к неэффективности жизнедеятельности. Среди них наиболее распространенными являются:
— членовредительство — агрессия — демонстрации —
упорное повторение — тревожность — деструктивное поведение 1. Членовредительство (кусание руки).

Кусание руки ребенка – это способ выражения своего напряжения, стресса, а также способ привлечь внимание взрослых. Реакции ребенка на боль недостаточно сильны, чтобы предотвратить физическое повреждение руки. Ребенок с особой нежностью и вниманием начинает делать это чаще, когда он терпит крах. С другой стороны, если те же самые ласки доставляются им в то время, когда они не причиняют себе вреда, уровень членовредительства обычно остается на том же уровне.
В этом случае следует внимательно наблюдать за ребенком во время занятий, чтобы вы могли вмешаться до или во время укуса руки. Ребенка нужно быстро взять за руку, заблокировать движение ко рту и вести ее вдоль тела, твердо говоря «руки вниз».

2. Самоповреждение (удар головой).
Ребенок, бьющийся головой, сразу привлекает внимание окружающих. Ему все равно, наказывает он или ласкает своим поведением.
Для ребенка, который имеет тенденцию биться головой во время упражнений за столом, поставьте стул так, чтобы он не ударялся о стену сзади. Когда ребенок ударяется головой о стол, его поведение следует прервать, например, накинув на лицо легкую ткань.
Во время обучения садитесь за ребенка, и как только он наклонится вперед и ударит один раз, мы тут же отодвигаем стул назад, выводя тело ребенка из равновесия. Ребенка следует подержать несколько секунд, а затем переместить обратно на передний план. Мы повторяем это действие каждый раз, когда ребенок пытается ударить.

3. Самоповреждения (удары по лицу).
Удары по лицу детей — самый распространенный способ выплеснуть гнев. Как только ребенок начнет бить, сразу же захватите его щеки между руками, очень громко сказав, например, «не бить». Затем отпускаем ребенка и помогаем с той деятельностью, которая была выполнена. Оказание немедленной помощи в выполнении порученной ребенку задачи помогает закрепить другие виды поведения, не связанные с побоями.

4. Агрессия
Агрессивное поведение людей с более глубокой умственной отсталостью обычно является неосознанным действием, возникающим в результате аномалий развития. Эмоциональные расстройства очень распространены среди наших школьников. Для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями многие повседневные ситуации являются сложными ситуациями, влияющими на эмоциональную неуравновешенность. Такое напряжение вызывается, например, бессонницей, непониманием ситуации, частыми неудачами, неприятием со стороны близких. Многие из этих детей не имеют удовлетворенной потребности в любви и принятии. Особую роль в развитии агрессии играет страх, связанный с семейно-социальным положением ребенка-инвалида.
Агрессивное поведение людей с более глубокой умственной отсталостью очень часто является способом привлечения внимания к себе или попыткой общения с окружающим миром.
Примером агрессивного поведения является удар другого человека по лицу. Ребенок бьет его по лицу, когда хочет сообщить о своем недовольстве ситуацией. Удар по лицу — это как способ общения ребенка со взрослым, это реакция ребенка на смущение и огорчение. Такое поведение чаще всего возникает, когда ребенка просят обратить внимание или выполнить задание.
Когда ребенок пытается ударить взрослого, попробуйте взять его за руку, а затем мягко и твердо скажите «не бей».
Это раздражающее поведение можно уменьшить, например, сменив деятельность, предложив ребенку новую деятельность, игру с другими предметами.
Еще одно проявление агрессивного поведения – пинки и удары других. В этом случае можно применить метод ограничения. Обычно для этого крепко прижимают руки ребенка к туловищу в течение времени, необходимого для счета до 10, а затем мы позволяем ему вернуться к нормальной деятельности. Если после освобождения ребенок все еще ведет себя плохо, повторяем наше действие до тех пор, пока он не перестанет хамить. Во время удержания мы должны проявлять к ребенку как можно меньше интереса, поворачивая голову и не разговаривая.
Кусание других является распространенным поведением у детей. В ситуации, когда один ребенок кусает другого ребенка, вы можете посадить его на стул лицом к стене и игнорировать его в течение примерно 15 секунд, прежде чем вам будет разрешено вернуться в предыдущую ситуацию. Лучше всего вести себя так, как будто ничего не произошло.

5. Демонстрации (метание предметов).
Чтобы постепенно избавиться от привычки бросать в ребенка предметы во время занятий, помните: прежде всего — уберите ценные предметы из зоны досягаемости ребенка; во-вторых, вы должны следить за ними и реагировать, прежде чем тянуться за чем-то, чтобы бросить. Если ребенок что-то уронит, вы должны немедленно среагировать. Здесь может быть использован метод реституции и вложений. Ребенок должен поднять брошенный предмет и дополнительно, например, очистить окрестности. Эффективность этого метода заключается в формировании у ребенка нежелания выполнять неприятные действия.

6. Деструктивное поведение — уничтожение различных предметов. Некоторые дети разрушают предметы из-за своего стереотипного подхода к материалу, например, бумага рвется, растения нужно собирать, воду нужно разбрызгивать. В этой ситуации важно работать над осознанием ребенком причиненного ущерба. Вот пример борьбы с деструктивным поведением. В помещении, где проходят занятия, должен быть выделенный уголок, где ребенок может навести беспорядок без какого-либо наказания. Сюда можно, например, поставить большой лоток с песком или водой. Ребенок должен усвоить, что беспорядок он может устроить только в этом отделенном месте.
Также важно показать ребенку, что многие поврежденные вещи можно починить. Попробуйте починить вещь вместе с ребенком.

 

Я «Доктор» » Новости Медицины » Дельфинотерапия в помощь гиперактивным детям: интересная информация, подробно по ссылке —  https://jadoktor.ru/novosti-mediciny/7380-delfinoterapija-v-pomosch-giperaktivnym-detjam-interesnaja-informacija.html  Команда медиков профессионалов: терапевт, педиатр, медицинские сестры, специалисты всех направлений помогут вашему ребёнку.

Ссылка на основную публикацию